КАК ПРАВИЛЬНО НЕ СОГЛАШАТЬСЯ С НАЧАЛЬНИКОМ

Как грамотно донести до начальника, что вы не разделяете его взглядов, и

при этом не остаться в опале или вообще без работы, рассказывает Пол Гловер

Один из самых частых вопросов, который я слышу от менеджеров и руководителей компаний, посещающих мои тренинги: «Как лучше сказать начальнику о том, что ты не согласен с ним?» Умение выразить несогласие с позицией начальника и избежать при этом «карьерного самоубийства» является необходимым набором навыков и попадает под категорию обучения концепции управления «снизу вверх», в то время как большинство менеджеров и бизнес-лидеров практикуют концепцию управления «сверху вниз» — по крайней мере большую часть времени.

Умение эффективно управлять «снизу вверх» является гораздо более трудным навыком по очевидной причине: начальник не только держит под своим контролем повседневную работу организации и может превратить жизнь подчиненного в кошмар, но он также оказывает значительное влияние на будущее работника в компании. Поэтому, понятное дело, превращать начальника во врага — не самый лучший ход для продвижения по карьерной лестнице.

Между тем долг менеджера или руководителя перед своим начальником и перед своей организацией — иметь свое собственное обоснованное мнение по поводу возникающих ситуаций, проблем или задач; мнение, которое подкрепляется фактами, опытом и интуицией.

Важно своевременно и максимально убедительно выражать свою точку зрения начальнику — даже если он ее не разделяет и не поддерживает. Если вы не в состоянии этого сделать, вы оказываете своему боссу плохую услугу — начальник может изменить свое мнение, услышав хорошо продуманную и грамотно изложенную точку зрения, которая отличается от его собственной. Это также мешает вам быть достойным представителем своей организации, которая платит вам зарплату.

Итак, мой вам совет: когда у вас уже сформировалось определенное мнение относительно того или иного вопроса, вы не должны его менять или держать при себе лишь потому, что босс придерживается другой точки зрения или ему просто не нравится ваш подход. Умение доносить свое видение ситуации до окружающих так, чтобы вас услышали и при этом потом не было мучительно больно, очень важно. Поэтому, чтобы случайно не пустить свою карьеру под откос, воспользуйтесь этими советами, которые позволят вам выжить и не потерять лицо.

1. Никогда не проявляйте неуважения по отношению к вашему начальнику.

Даже если вы категорически против того, что думает ваш начальник относительно того или иного вопроса, всегда относитесь к нему с уважением — как к лицу, занимающему руководящий пост и ответственное положение. И наоборот, вы имеете право рассчитывать на ту же степень уважения к вам со стороны вашего руководителя.

2. Никогда не спорьте с вашим начальником прилюдно.

Если вы не хотите, чтобы вас уволили, никогда не спорьте с руководителем, если рядом с вами есть кто-либо еще. Если ваши рассуждения на публике опорочили деловую репутацию вашего босса, вам непременно укажут на дверь.

3. Выражайте свое несогласие напрямую.

Когда вы не согласны с вашим начальником, сразу скажите ему об этом прямо. Не выражайте свое несогласие с позицией руководителя вашей команде или коллегам. Подобным поведением вы ничего хорошего не добьетесь, потому что, во-первых, только сам начальник может изменить свое мнение, во-вторых, коллега, которому вы пожаловались на руководителя, может донести ему об этом и, в-третьих, ваши жалобы подорвут моральный дух команды.

4. Выберите подходящий момент, чтобы выразить начальнику свое несогласие.

При столкновении с несогласием у нас включаются различные защитные механизмы. Чем выше уровень стресса в момент разногласий, тем меньше вероятность, что причины разногласий по тем или иным вопросам будут выслушаны должным образом. Не стоит оспаривать позицию босса в середине презентации или встречи с клиентами — вряд ли он отнесется положительно к подобным действиям. Выражайте свое несогласие только тогда, когда вам представится возможность поговорить с начальником о причине ваших разногласий.

5. При возникающих разногласиях не переходите на личности.

Вы должны вместе с вашим начальником прийти к оптимальному решению проблемы, а не настроить его против себя. Будьте профессиональны, беспристрастны, конструктивны и прежде всего проявляйте уважение, объясняя причину вашего несогласия. Вы также должны быть готовы предложить альтернативные решения проблемы.

6. Убедитесь в том, что ваш начальник способен прислушиваться к чужому мнению и воспринимать критику.

Некоторые руководители не терпят возражений или несогласия с их позицией, независимо от того, насколько хорошо им удается справляться с ситуацией. Если ситуация вышла из-под контроля и требует вмешательства третьей стороны, обратитесь к вышестоящему руководителю, чтобы привлечь внимание к проблеме, которая лежит в основе вашего несогласия. Помните, что вы в конце концов работаете на организацию, а не на вашего начальника, и то, что вы делаете, — это ваш долг перед ней. При невозможности эскалировать проблему обратите внимание на совет №7 (ниже).

7. Возможно, пришло время сменить работу.

Если, следуя этим правилам, вы так и не добились того, чтобы вас услышали, может быть, пришло время подыскать другое место с другим руководителем.

Автор — Пол Гловер (Paul Glover), сооснователь консалтинговой компании в области управления персоналом DICE-T.

Оригинал публикации на английском языке Источник: iBusiness.ru, 2016 г.