КАК ВЕСТИ СЕБЯ В СЛУЧАЕ ПРОБЛЕМ ПРИ СНЯТИИ НАЛИЧНЫХ В БАНКОМАТЕ
Когда банкомат выдает вам не ту сумму, доказать ошибку бывает очень сложно. Как действовать, если она все же произошла?
К нам периодически обращаются клиенты с такой проблемой: банкомат выдал денег меньше, чем запрашивали, при этом со счета списана изначально запрашиваемая сумма. Или еще бывают случаи: после внесения в банкомат одной суммы на счет записывается другая.
Конечно, в большинстве случаев банк по запросу клиента проводит расследование и, выявив технический сбой, благополучно возвращает на счет недостающие деньги. Однако как быть тем, кто получил из банка отказ вернуть деньги со ссылкой на результаты проверки, которые не зафиксировали ошибку и лишних денег в банкомате?
Совсем недавно клиентка «дочки» одного крупного европейского банка снимала деньги из банкомата и, с ее слов, вместо 150 тыс. руб. получила 100 тыс руб. Она обнаружила недостачу, уже отойдя от аппарата. Тут же кинулась в отделение банка с просьбой принять заявление, зафиксировать количество купюр на руках, однако получила отказ.
«У вас с собой нет паспорта, мы не можем принять заявление», — услышала в ответ. Не согласились в банке и на отложенную идентификацию, предполагающую прием заявления до того, как она привезет паспорт. Не позволили даже воспользоваться телефоном, позвонить в службу по работе с банкоматами. У женщины не было с собой телефона — она ненадолго вышла из дома.
С результатами проведенной банком проверки — «нарушений не обнаружено… банкомат выдал 150 тыс. руб.» — клиент был не согласен. Мы проанализировали ситуацию и пришли к выводу о том, что судебный иск имеет крайне туманные перспективы из-за отсутствия доказательной базы.
Доказать, что проверка проведена неправильно, практически невозможно — сторонний человек не может вмешаться и как-то проконтролировать процессы банковского расследования. Однако грамотные действия при получении денег в банкомате, а особенно при малейшем подозрении, что выдана не вся сумма, способны серьезно увеличить шансы на урегулирование ситуации.
Прежде всего, всегда при снятии наличных выбирайте в банкомате функцию «напечатать чек». Особенно если речь идет о значительных для вас суммах. Данные с чека помогут оперативно составить заявление в банк.
Взяв деньги, обязательно пересчитайте их. И если что-то пошло не так, обязательно сделайте это перед видеокамерами банкомата. Важно, чтобы камера зафиксировала количество купюр и их номинал. Как правило, зона съемки расположена на уровне экрана либо чуть выше. Иногда не очень комфортно проделывать эту операцию под взглядами посторонних, но это поможет вам вернуть деньги.
Если сумма не совпадает, обратитесь к людям, которые стали свидетелями произошедшего. Привлеките их внимание и вместе пересчитайте купюры перед видеокамерами банкомата. Попросите их оставить свои контактные данные. Запишите номер банкомата (его можно узнать из чека или присланной на телефон СМС) и адрес, где он находится.
А вот после этого уже обращайтесь в банк. Дальнейшее развитие ситуации зависит от того, насколько банк ценит своих клиентов. Некоторые банки принимают заявления по телефону, ряд банков требует исключительно личного присутствия и наличия паспорта.
Приготовьтесь сообщить следующую информацию: точное время и место происшедшего, номер банкомата, его адрес, сумму, которая была затребована, количество и номинал купюр, которые вы получили. Укажите имена свидетелей, если они были. Сообщите, могли ли видеокамеры банкомата зафиксировать количество и номинал полученных купюр или вы всю пачку сразу положили в кошелек, не считая. Если видеозапись, по вашему мнению, может помочь в будущем — попросите сохранить видеозапись.
Если вы сделали заявление по телефону, то запишите имя сотрудника банка и номер обращения, если отнесли заявление в банк, то попросите снять копию с заявления, проконтролировав, чтобы был поставлен входящий номер, и уточните сроки рассмотрения. Банк провел расследование и со словами извинения вернул вам деньги? Поздравляем, вы обслуживаетесь в хорошем банке.
А если вы получили ответ: «Излишек денег и сбоев в работе банкомата не выявлено, мы не можем удовлетворить ваше требование о возврате средств»?
Тогда можно попробовать оспорить результаты банковского расследования в судебном порядке. Однако сначала нужно реально взвесить шансы на победу в суде. Самым весомым доказательством может стать видеозапись, на которой вы пересчитываете только что полученные из банкомата купюры. Банк по запросу суда должен ее предоставить. Но если такой видеозаписи нет, ситуация значительно усложняется, поскольку свидетельские показания и пересчет денег, когда клиент уже отошел от кассы, не являются бесспорным доказательством
Василий Неделько, гендиректор юридической компании «Базальт»
http://money.rbc.ru/news/57504e5c9a79472995ea6001
КАК ПРОДАВЦЫ ОБМАНЫВАЮТ ПОКУПАТЕЛЕЙ
На что только ни идут продавцы, чтобы сбыть залежавшийся или скоропортящийся продукт. В противном случае магазин рискует остаться с залежами неликвидных товаров и уйти в минус.
АиФ.ru решил собрать уловки, которые используют магазины, чтобы продать некачественный, неоправданно дорогой или вовсе не нужный покупателю товар. В большинстве своём хитрости продавцов не противоречат закону, поэтому потребителям остаётся надеяться на собственную внимательность.
На ценнике 50, в чеке — 100
Кто не сталкивался с ситуацией, когда стоимость продукта, указанная на ценнике, отличается от стоимости в чеке? Иногда продавцы (особенно в крупных магазинах) действительно не успевают переписывать ценники на товары, но бывают и случаи, когда супермаркеты намеренно указывают меньшую цену товара. Расчёт здесь на то, что, увидев невысокую стоимость продукта, покупатель обрадуется и положит его в корзинку, а на кассе не обратит внимания на подвох и переплатит.
В магазине у вас возникли сомнения по поводу цены выбранного товара? Во-первых, сфотографируйте ценник. Во-вторых, постарайтесь не терять бдительности на кассе — если выяснится, что продукт стоит дороже, смело требуйте продать продукт по той цене, которая указана на ценнике. В беседе с кассиром или менеджером магазина вы можете сослаться на 10 статью закона «О защите прав потребителей», согласно которой «изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставить потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора». При этом цена товара в рублях является частью данной информации. По каким бы причинам ни произошёл разрыв в стоимости товара на ценнике и на кассе, покупатель за это платить не должен.
Сколько вешать в граммах?
Чаще всего у покупателя нет возможности самостоятельно взвесить мясо, рыбу или кабачки. Зная это, продавцы разработали несколько способов, как обмануть своего клиента на весовых товарах. Одни подкручивают весы, другие используют утяжелители и магниты.
Кстати, супермаркеты, торгующие фасованными продуктами, лукавят с итоговым весом товара. Например, на упаковке указано 300 граммов колбасы, а на деле оказывается 280 граммов. На первый взгляд кажется, что 20 граммов — это ерунда, но представьте, сколько таких недовешенных упаковок продаётся за день? Тут легко наберётся кусок сыра или батон колбасы.
Бывает и такое, что продавцы искусственным способом увеличивают массу продукта. Мясо, например, могут обкалывать водой с влагоудерживающими агентами, в результате чего его масса увеличивается.
Простому покупателю сложно на глаз определить вес товара. Если вам предстоят крупные покупки весовых продуктов, берите с собой в магазин карманные весы. Возможно, продавец запомнит ваш решительный настрой и впредь не будет обвешивать.
Лёд вместо рыбы
Некоторые продавцы одним только обвешиванием не ограничиваются. Есть магазины, без зазрения совести продающие мясо или рыбу с огромными кусками льда.
Существуют государственные стандарты, согласно которым норма «глазури» (ледяной корки на продукте), в которой находится та же рыба, не должна превышать 2%, и этот вес не должен входить в вес продукта. Если вы столкнулись с тем, что внушительные части замороженных товаров состоят изо льда, обращайтесь в Роспотребнадзор — это ведомство должно разобраться с подобными недоразумениями.
Салат из испорченных ингредиентов
Во многих крупных торговых сетях есть собственные цеха по приготовлению полуфабрикатов, салатов, десертов и т. д. Но далеко не всегда при изготовлении этих блюд используются свежие продукты. Если в магазине завалялась докторская колбаса, срок годности которой подходит к концу, вместо того чтобы списать её, продавец может использовать её для приготовления, скажем, оливье. А чтобы покупатель не догадался о состоянии несвежих продуктов в салате, в блюдо добавят большое количество майонеза — соус «перекроет» подозрительный вкус. Насторожить должно и огромное количество перца в блюдах, эта пряность также способна перебить неприятный вкус блюда.
Просрочка вперёд
Этот способ чаще всего применяется со скоропортящимися товарами, например йогуртами, творогом, кефиром. В надежде на невнимательного покупателя сотрудники магазина выставляют на первые ряды полок продукты с подходящим к концу сроком годности или вовсе просроченные.
Если в ваши планы не входит покупка испорченного кефира, не поленитесь заглянуть вглубь полки, там наверняка найдутся упаковки со свежим товаром.
Запомните: по закону, товар с истёкшим сроком годности не должен появляться на прилавке. И даже если вы случайно приобрели несвежий продукт, вы имеете право:
— потребовать замены на товар этой же марки (этих же модели и (или) артикула); — потребовать замены на такой же товар другой марки с соответствующим перерасчётом цены; — потребовать соразмерного уменьшения покупной цены; — потребовать полного возмещения убытков, причинённых вследствие продажи товара ненадлежащего качества.
По материалам газеты Аргументы и Факты