ЧЕМ ФРАНЦУЗСКИЕ УЧИТЕЛЯ ОТЛИЧАЮТСЯ ОТ РОССИЙСКИХ
Во Франции учителя бастуют часто. Хотя профессия учителя считается уважаемой
и престижной, не все они согласны с существующим положением дел.
Во Франции учителя бастуют часто. Некоторые преподаватели участвуют в трёх-четырёх забастовках в год. Хотя профессия учителя считается уважаемой и престижной, не все они согласны с существующим положением дел.
«Мел» расспросил преподавателя французского лицея Оксану Могеру о том, как живется учителям во Франции и в чем особенности французского подхода к обучению детей.
Нагрузка и зарплата
Стандартная нагрузка учителя во Франции — 18 учебных часов в неделю. Первая зарплата, сразу после окончания вуза — 1700 евро после вычета налогов. Дальше она повышается на 100-150 евро с каждым новым эшелоном, максимальная — около 2500 евро. За классное руководство надбавка примерно 150 евро. Учителя здесь — это уверенный средний класс.
Преподаватели во Франции — это госслужащие, «функционеры», и поэтому они имеют много социальных гарантий.
Иметь постоянный контракт «функционера» во Франции считается удачей. И уволить не могут просто так, и зарплата очень достойная, и гарантированная хорошая пенсия. Правда, и стать учителем непросто — очень большой конкурс и отсев.
Отпуск
Отпуск французского учителя — 17 с половиной недель. Летние каникулы здесь длятся два месяца, есть каникулы по две недели в конце октября, рождественские, в феврале и пасхальные. Точные даты некоторых каникул зависят от региона, страна поделена на три зоны — А, В, С. Это сделано, чтобы все смогли спокойно отдохнуть: забронировать отели, перелеты без каникулярного ажиотажа. Все то время, что отдыхают дети, отдыхают и учителя, в школу приходить не нужно. Но школа может предложить учителю провести дополнительные занятия в течение недели, которые тоже оплачиваются.
Дети за занятия ничего не платят. Работу учителя оплачивает школа, точнее ректорат (Академия образования региона). По каким предметам будут занятия на каникулах, решает сама школа: эти занятия предлагают ученикам, и если у них есть желание, и родители не против, то организуется группа.
Проверки
Раз в 2-3 года работу учителя проверяет инспектор, который приезжает из региональной Академии образования. Об этом учителя предупреждают заранее. Проверяющий сидит на задней парте и делает пометки в специально подготовленные бланки. В этот же день он сообщает учителю свое решение — подтверждает ли он учителю его степень (здесь это называется «эшелон» —что-то вроде разрядов в России). По результатам комиссии и с учетом выслуги лет учителю повышают его «эшелон». Но, кстати, никогда не понижают. Всего существует 12 эшелонов.
Зарплата зависит от того, на какой ступеньке ты находишься. Новый эшелон автоматически повышает зарплату. Сначала можно довольно быстро подняться на пару ступеней. Потом эшелон поднимают не чаще, чем раз в пять лет.
Внезапности в таких проверках никакой не бывает. Все всегда спланировано заранее. Инспектор может попросить конспект подготовки к уроку. В других ситуациях никакие конспекты и планы никто не проверяет. Ни завуч, ни директор.
Программа
Учитель сам выбирает программу, по которой будет преподавать. Существует общая программа Национального министерства образования и учитель обязан ей следовать, но свои уроки он может оформлять так, как удобней ему и ученикам. Например, у нас, учителей иностранного языка, программа более гибкая. Если мы чего-то не доделаем в этом году, ничего страшного — вся грамматика, неправильные глаголы переходят с одного года в другой. Учителям иностранного языка в плане программы легче, нет такого давления, как у преподавателей математики или французского.
У меня есть задача — к концу года мои ученики должны получить определенный набор знаний, а вот то, как я буду достигать этой цели, мое личное дело
Мы даже можем не пользоваться каким-то определенным учебником. Никакого регламента контрольных и проверочных работ нет. Учитель сам решает сколько контрольных он будет проводить и когда.
Общение с учениками
Есть регламент на этот счёт. Например, ты не имеешь права его обнимать. Маленький мальчик разбил коленку, заплакал, прибежал к тебе: ты не можешь его обнять. Имеешь право только похлопать, потереть по спинке, всё. Это в рамках борьбы с педофилией. В старшей школе тоже нельзя обнимать учеников. Любое неформальное общение в школе запрещено. К преподавателю ученики обращаются мадам или месьё.
Общение с родителями
Встречи с родителями проходят два-три раза в год. Существует такое «рандеву учитель-родители». Родители приходят вечером с детьми или без, но к учителю нужно записаться заранее.
Если учитель в течение учебного года хочет обратиться к родителям ученика, он может это сделать когда угодно через электронную почту
У нас есть специальная программа, через которую мы можем отправить любое сообщение ученикам, их родителям, связаться с кем угодно в школе, с Академией образования региона. В ней есть данные всех учеников. Через нее родители, в свою очередь, могут попросить о встрече нас.
Эта программа называется Pronote. У каждого учителя и каждого ученика в ней есть свой профиль. Там мы выставляем оценки, пишем комментарии к оценкам (во Франции учитель не только оценивает ученика, но пишет небольшой комментарий, свое мнение относительно его прогресса или степени старательности, каких-то отдельных качествах позитивных или негативных). Там же я могу написать какое-то замечание ученику. В режиме реального времени я пишу сообщение: «(Имя) мешал проводить урок», через смс это сообщение доставляется его родителям. В то же самое время родители знают, что вот сейчас его ребенок мешает учителю проводить урок.
Все опоздания, вся регистрация, все идет через эту программу. Опрос в начале урока тоже делается через Pronote. Кстати, если учитель по какой-то причине не провел опрос класса, то Ви сколер в той же программе это тут же видит.
Vie scolaire — это подразделение в школах, дословно «Школьная жизнь», занимающееся всеми вопросами, не связанными с самим процессом преподавания. В 8 утра, в Ви сколер есть данные о всех опросах по школе. Если какого-то ученика нет в классе, Ви сколер сразу же связывается с родителями и узнает причину отсутствия.
Если родители сообщают о болезни, то Ви сколер интересуется приблизительным днем возвращения в школу и ставит специальные пометки, чтобы не беспокоить родителей каждый пропущенный урок. Ви сколер всегда просит родителей объяснить причину отсутствия ученика, поэтому дисциплина — задача родителей.
Педсоветы
Педсоветы по каждому классу проходят в конце каждого триместра. Основная задача педсовета — обсудить детально каждого ученика. Мы говорим об их поведении, об их прогрессе, личностных качествах. То есть если я преподаю в шести классах, то в конце триместра я должна присутствовать на шести педсоветах и принимать участие в обсуждении каждого ученика.
На педсовет приходят учителя по всем дисциплинам, плюс один-два представителя родительского комитета, двое учеников этого класса, классный руководитель и завуч.
Ученики, присутствующие на педсовете, должны донести всю информацию до каждого из своих одноклассников. Как видите, даже тут прозрачность и демократия. Такой подход позволяет избежать предвзятости.
Подход у обучению
Все, безусловно, зависит от личности самого учителя, но подходы в России и здесь разительно отличаются. Классный руководитель у французских школьников меняется каждый год. Классы тоже перемешиваются каждый год. И лично мне такой поход нравится. Я считаю его более верным.
Во-первых, мы уходим от предвзятости учителей, у них не бывает любимчиков или наоборот. А у детей появляется шанс проявить себя с другим учителем. Во-вторых, каждый год у ученика появляется возможность по-новому себя зарекомендовать, примерить новую роль в новом коллективе. В одном классе был «серой мышкой», в другом стал лидером. Если же состав учеников практически не изменяется на протяжении многих лет, то и роли часто остаются теми же, и отношения, и мини-группы внутри класса.
Перемешивания — это вообще меньше зависти из серии «им повезло с классным, а нам нет», и больше равенства.
В самом деле, не по душе новый классный руководитель, не страшно, это не вечно, в следующем году будет другой
Благодаря этой системе в школе все друг друга знают, она позволяет уйти от стереотипов и навешивания ярлыков. Здесь нет такого как «вот мы „А“ класс, а вы „Б“, мы лучше вас, наша речевка звонче и маршируем мы лучше, у нас четыре отличника, а у вас только два». Во время обеда, во время занятий спортом все общаются вместе, нет никакого деления.
Питание
Учителя могут питаться в столовой вместе с учениками, либо в учительской. В учительской есть специальный кухонный закуток, небольшая комната со всем необходимым для того, чтобы разогреть принесенную с собой еду. Чтобы пообедать в школьной столовой — кантине — нужно купить билет за три с чем-то евро.
Обед с большим выбором блюд — несколько видов закусок, основных блюд, много овощей, фруктов, несколько видов десертов, йогурты. Обед в лицее длится примерно два часа. Он делит день на первую и вторую половину.
Профсоюз
Профсоюз учителей во Франции может помочь учителю разрешить какие-то затруднения, в которых он встал в тупик на местном, школьном уровне. Например если учитель не согласен с построением рабочего графика или не доволен условиями работы. Профсоюз выносит дело на общественный суд, принимает свое решение, затем ставит в известность начальство обратившегося за помощью учителя. Ну и, конечно, профсоюз организует забастовки учителей. А бастуют здесь часто и серьезно.
Забастовки
Бастуют здесь, конечно, не только учителя. Французы вообще имеют славу любителей побастовать. Профсоюз рассылает учителям письма с просьбой поддержать забастовку, которая планируется в определенные даты. Все это тоже делается заранее, не спонтанно. Те, кто поддерживает требования, идут на забастовку. Те, кто не поддерживает, заранее сообщают о своем решении продолжить работу во время забастовки. Забастовки бывают пассивные (когда бастующие сидят по домам) и активные, когда большое количество людей с плакатами приходят, например, к мэрии или к министерству образования.
Забастовки поддерживает примерно половина учителей страны, если не больше. Это зависит от выдвигаемых требований
Но в школе всегда остается какой-то минимальный педсостав. Иногда бывает, что какие-то учителя продолжают работать, но в то же время в школе совсем нет вспомогательного персонала: нянечек, уборщиц, сотрудников столовой. Французы любят пожаловаться. Их основные жалобы: очень много работы, очень много ответственности и очень мало платят. В принципе, все всегда упирается в зарплату.