КРЕПОСТНЫЕ ПЕДАГОГИ

Урезание и без того скромного бюджета на образование в 2016 г. привело к тому, что во многих регионах страны зарплаты учителей и преподавателей вузов сократились, растёт число увольнений.

Свежая идея пресловутой оптимизации — расширить перечень неоплачиваемой работы преподавателей. Такое право даст администрациям школ и вузов новый документ, касающийся режима рабочего времени. Уже более 8 тыс. педагогов подписали петицию против его принятия.

«Типичный российский учитель даёт по 5-6 уроков в день, — говорит Марина Балуева, учитель английского языка из Санкт-Петербурга. — Исследование Института социологии РАН показало: в физическом состоянии педагогов перелом к худшему происходит после проведения непрерывно 5 уроков… Оптимальным является проведение не более 4 уроков в день.

После шестого и седьмого мы с коллегами уже путаем имена и отчества друг друга. Так что, когда в соцсетях (очень популярная тема) публикуют странные записи, которые учителя иногда оставляют в дневниках у детей, меня это нисколько не удивляет. А ведь помимо уроков есть ещё проверка тетрадей, заполнение журнала (у многих не только электронного, но и бумажного), написание рабочих программ, подготовка к урокам, участие в конкурсах, сопровождение на олимпиады, внеклассная работа с детьми и отчёты по ней… И всё это не оплачивается! Если бы каждая новая придуманная для учителей работа стоила бюджету денег, пыл наших креативных чиновников быстро бы поутих. А пока что премии за «инновации» и ненормированную работу оседают в карманах школьных администраций».

«Сначала чиновникам на местах разрешают нагрузить преподавателей ещё больше. А потом появляется возможность уволить часть педагогов, и дирекция убирает неугодных ей работников, — возмущается Владимир Комов, оргсекретарь профсоюза «Университетская солидарность». — Да, сейчас за счёт демографической ямы есть некоторая нехватка студентов, но уже через несколько лет она сойдёт на нет. И потребность в преподавателях резко возрастёт. Где мы их в одночасье найдём?»

Как трудится учитель?

46% учителей работают на 1,5-2 ставки, то есть проводят 25-30 уроков в неделю.

80% школ загружают учителя работой, не связанной с обучением детей, из-за плохой организации процесса управления. 65% занимаются уборкой класса и территории

Более 250 тетрадок еженедельно проверяет учитель начальной школы.

Почти 1,5 часа в день в среднем уходит у учителей на проверку тетрадей.

Чудо-бюрократы

В Трудовом кодексе сказано: рабочая неделя учителя не должна превышать 36 часов. Иные директора школ трактуют это в свою пользу, не оплачивая учителям ни одной лишней минуты. Другие заставляют отсиживать в школе всё это время вне зависимости от числа уроков — отрабатывать зарплату.

«Доводы администрации такие: а вы не отсиживайте, а готовьтесь к урокам. Но это часто невозможно, — говорит Андрей Рудой, учитель истории из г. Дзержинска Нижегородской области. — У нас в школе, как и в большинстве других, на компьютерах стоит интернет-цензор, чтобы дети не заходили на «лишние» интернет-ресурсы. В итоге учителя тоже не могут извлечь из Сети дополнительную информацию к уроку. Приходится отсиживать смену словно крепостным, а потом доделывать работу дома».

Все понимают: у государства в кризис не хватает денег на образование. Но почему экономить надо на учителях, а не на административном аппарате, всевозможных проверяющих, указующих и т. п. ? «Преподавателя ставят перед выбором: либо убиваться сверх сил, забывая про семью, саморазвитие, либо работать спустя рукава и уходить в частное репетиторство. И то, и другое ухудшает качество образования, — уверен Павел Кудюкин, сопредседатель профсоюза «Университетская солидарность». — Идёт максимальная экономия на работнике. Похожие фокусы проделывают и с медиками. Во многих регионах даже номинальная зарплата сокращается — за счёт урезания стимулирующих выплат. Трудно оценить логику руководителей. Рассматривать расходы на образование как обычные затраты нельзя, потому что это вложения, которые многократно окупаются в будущем».

 

Аргументы и Факты, 2016 год