КАКИЕ ОЦЕНКИ СТАВЯТ В РАЗНЫХ СТРАНАХ
От А1 до −3: буквы, цифры, комбинации слов и другие системы оценок
Как измерить знания учащегося? Если бы на этот вопрос существовал единственно верный ответ, педагогика была бы гораздо более скромной дисциплиной. Однако сегодня мы не можем определиться даже с тем, в чем именно измерять знания. Артем Асташенков рассказывает о самых типичных и самых странных системах оценок в школах и университетах разных стран мира.
Привычная нам еще с советских времен система школьных и вузовских оценок — на самом деле серьезно искаженный временем и довольно странный конструкт. Мы называем ее «пятибалльной», но по-настоящему пользуемся только четырьмя баллами. Вводим «плюсы» и «минусы», чтобы расширить диапазон значений, а потом высчитываем средний балл «на глаз». «Единица» стала страшилкой для младших школьников, а в старших классах — специальной оценкой, которую легко перерисовать в случае пересдачи. Университетские «зачет» и «незачет» в отсутствие системы кредитов вообще непросто объяснить иностранцу и тем более учесть при подсчете GPA (об этом — ниже).
Хорошая новость — мы в своих странностях не одиноки. На первый взгляд может показаться, что глобализация разнесла англо-саксонскую систему с оценками от A до F по всему миру, а если где-то она и не используется, то ее место занимает 10-балльная или 5-балльная шкала. Но, присмотревшись, понимаешь, что на планете, скорее всего, не найдутся две одинаковых реализации любой из этих систем.
Чтобы сориентировать учителей и найти хоть какое-то взаимопонимание с зарубежными коллегами, чиновники от образования, как правило, обозначают границы оценок в процентах
Уже тут начинаются разночтения: малазийская "A"отсчитывается от 85%, сингапурская — от 70%, а, скажем, бразильская — от 90%. Разбираться в этих деталях — неблагодарная работа, но, например, в Канаде педагогам приходится это делать постоянно: у каждой провинции значение оценок, а иногда и набор букв — свои.
Отдельный вопрос, как в каждой системе вычисляется средний балл по всем предметам (упомянутый выше GPA, GrandPointAverage), по какой шкале измеряется он сам, и на что он влияет в плане образования и карьеры в данной стране и за ее пределами. Впрочем, эти вопросы выходят за рамки темы: сегодня мы поговорим о форме, а не содержании.
Алфавитный суп
В алфавитной системе буквами «A», «B», «C» и «D» обозначают проходные баллы в порядке ухудшения. Роль неудовлетворительной оценки обычно выполняет "E«или «F». В пользу первой говорит алфавитный порядок, вторая — понятное сокращение от fail (провал), но даже в США — колыбели этой системы — нет согласия по поводу набора букв. В некоторых школах вместо «F» используют «N» (nocredit, не зачтено) или "U"(unsatisfactory, неудовлетворительно).
Шведский рейтинг
Базовым вариантом системы «A-B-C-D-E/F» пользуются в Гонконге, Индонезии, Афганистане, средних школах Южной Кореи, вузах ОАЭ и некоторых школах Бразилии. В Швеции и университетах Норвегии и Эстонии «E» сделана нижним проходным баллом, а «F», соответственно, неудом. Казахстан, Канада, Кения, Малайзия, Монголия, Пакистан, Саудовская Аравия и Таиланд расширяют эту шкалу, официально добавляя почти к каждой оценке плюсы и минусы (и все равно среди них не найти пары одинаковых систем: например, в Малайзии только «B» встречается и с плюсом, и с минусом, а в Монголии, наоборот, почему-то только у «B» нет варианта с плюсом).
Конечно, плюсы и минусы используются даже в Соединенных Штатах, но там они работают примерно как у нас — скорее, декоративно
Некоторые добавляют по одной-две буквы: в Иране шкала выглядит, как «A+, A, B, C, D, E/F», в Японии — «AA/T, A, B, C, E/F», в Пакистане — «A1, A, B, C, D, E, F». В старших классах Сингапура шкала разбита на девять делений: «A1, A2, B3, B4, C5, C6, D7, E8, F9». В Ирландии есть три отдельных неудовлетворительных оценки: «E», «F» и "NG«— последнюю ставят, когда и проверять-то нечего. В индийских вузах встречаются варианты «O, A+, A, B, C, D, E, F» и «S, A, B, C, D, E, U». «U» — отдельная оценка для жульничающих. В китайских университетах оценки тоже примерно соответствуют алфавитной системе.
Существует несколько самостоятельных буквенных систем, являющихся сокращениями местных словесных оценок: «FB-B-S-I» в младших классах Румынии, «HD-D-Cr-P-F» и «H1-H2A-H2B-H3-P-N» в вузах Австралии. В младших классах Уругвая используется совершенно невероятная шкала: «S-SMB-MBS-MB-MBB-BMB-B-BR-RB-R-D». Она образована различными комбинациями слов «sobresaliente» (отлично), «muy» (очень), «bueno» (хорошо), «regular» (удовлетворительно) и «deficiente» (неудовлетворительно). Будьте внимательны, «отлично — очень хорошо» и «очень хорошо — отлично» — не одно и то же!
Десятки и сотни
Пяти-, десяти-, двадцати- и стобалльные системы очень распространены и обычно идут рука об руку. К тому же, алфавитная система практически не отделима от стобалльной. Все они могут использоваться в одной стране для разных уровней образования и экзаменов. Скажем, в Панаме университеты оценивают студентов от нуля до ста, а школы — от нуля до пяти. Понятно, что минимальный балл везде свой.
Поскольку мало кто использует лишь одну из перечисленных систем, следующая классификация довольно условна: куда записать, например, Финляндию, где используются шкалы «0-5» и «5-10»?
Стобалльную систему более-менее эксклюзивно используют Ирак, Палестина, Коста-Рика, Никарагуа. Двадцатибалльная система в ходу в Бельгии, Венесуэле, Ливане, Перу и старших классах Португалии. При этом неуды начинаются обычно ниже 10 или 11, но в Ливане учителя еще и могут ограничивать максимальный возможный балл за свои задания.
Албания, Белоруссия, Бразилия, Вьетнам, Греция, Исландия, Испания, Италия, Колумбия, Латвия, Литва, Мексика, Молдавия, Нидерланды, Румыния и Эквадор в первую очередь используют десятибалльную систему.
Пятибалльная система в ходу в Венгрии, Киргизии, Македонии, Парагвае, Сербии, Турции, Хорватии, эстонских школах и младших классах Португалии. Здесь «двойка» обычно — минимальный проходной балл. А в Австрии, Германии,Словакии и Чехии пятибалльная шкала перевернута: «единица» — лучшая оценка. В немецких старших классах, при этом, еще действует 15-балльная система.
Некруглые числа
Искать экзотику в системах оценки успеваемости — сомнительная задача. Как оценки не назови, они так или иначе выстраиваются в некий порядок и, если покопаться, обнаруживают некое процентное выражение. Такова уж их функция. Поэтому самое странное, что могут предложить нам школы мира — это системы, которые привести к стобалльным лишь слегка сложнее.
В Болгарии используется шестибалльная система; двойка — обычный неуд, а единицу ставят списывающим. На экзаменах оценки выставляются с двумя знаками после запятой. В польских школах аналогичная шкала сдвинута в другую сторону: «шестерка» означает особые заслуги или идеальный ответ. В швейцарской шестибалльной шкале плохих оценок больше, чем хороших: проходной балл начинается с четырех, при этом в ходу есть ноль и оценки изменяются по полбалла.
Старшеклассники в Южной Корее получают оценки от одного балла до девяти (чем меньше, тем лучше). В Чили используется семибалльная система с одним знаком после запятой, проходные баллы — 4.0-7.0. 12-балльные системы приняты в Уругвае и Украине
Аналог российской пятерки для украинских школьников — 12
Но, пожалуй, победителем конкурса на самый странный набор знаков станет Дания. Здесь в ходе реформы 2007 года выкинули из 13-балльной системы «ненужное» и слегка перемешали, чтобы проще соотносить с алфавитной системой. Осталось семь оценок: «12», «10», «7», «4», «02» и два неуда: «00» и «-3». Минус три, Карл.
Комментарий Александра Ермакова
Что можно сказать про систему оценок? Во-первых, надо различать оценку усвоенных знаний за курс (она может исчисляться в процентах) и оценку знаний темы. С последней гораздо сложнее. Здравый смысл подсказывает, что ,как не бывает "немножко беременных", так и нельзя знать тему "немножко" - ученик ее либо знает, либо нет, то есть остаются всего две возможных отметки.
Не буду рассматривать смысл "многобалльных" систем, достаточно спросить, в чем отличие в знаниях ученика с, допустим, 56-ю баллами от ученика с 58-ю, или в чем отличаются знания учеников с 6-ю и 7-ю баллами соответственно? Буквенная система отметок - "то же яйцо, но вид сбоку", то есть то же самое, что и цифровая.
Что же наша родная 5-балльная? Оказывается, по сути это та же 2-х балльная:
5 - "отличное" знание предмета - ученик знает все и отвечает без запинки
4 - "хорошее знание предмета - ученик также знает все, но где-то запнулся или допустил незначительный, не влияющий на знание темы, промах.
То есть различия между этими двумя отметками субъективны и можно сказать, что в обоих случаях ученик тему знает.
Дальше начинается самое интересное.
Начнем с 1 - "единицы". Это отметка для "специальных" случаев. Её ставят потому, что нельзя в комплекте с двойкой еще и треснуть нерадивца линейкой по башке.
2 - "двойка" - классическая отметка за абсолютное незнание темы.
А вот 3 - "тройка" - кому-то кажется "удовлетворительной" отметкой, но это лукавство. Её ставят, когда ученик темы не знает, "плавает" в ней, но учитель НЕ ХОЧЕТ с ним дальше возится.
Вот и получается, что либо ученик тему знает (отметки 4 или 5 в зависимости от субъективной позиции педагога), либо не знает (отметки 1, 2 или 3 в зависимости от того, было у учителя желание треснуть ученика линейкой по башке (1) или отмахнуться от его незнания(3)).
Кстати, великий педагог-новатор советского времени В.Ф. Шаталов стремился обеспечить 100%-й контроль усвоения темы на каждом занятии, и у него не было "единиц" и "троек" - ученики либо знали тему (4 или 5), или не знали (2). При этом, ученик, получивший двойку ВСЕГДА имел право пересдать тему и получить хорошую отметку. Более того, преподаватель принуждал его к этому - при трех "двойках" ученик не допускался к проверке знаний по следующим темам, "долги" росли, сдавать после уроков надо было все больше и больше. В результате его ученики, даже если за что-то получили неудовлетворительную отметку, стремились СРАЗУ выучить тему и пересдать ее! Табель с отметками вывешивался в классе на виду у всех - это очень мотивировало детей подтягиваться за лучшими.
Не буду полностью описывать "систему Шаталова". Желающие могут ознакомиться с ней в его книге "Педагогическая проза". К слову сказать, не самые успешные в традиционной системе классы, начинавшие учиться по его системе, очень быстро догоняли сверстников и обгоняли их, успешно усваивая 2-летние материалы за 1 учебный год
Источник МЕЛ, Артем Асташенков, 2016 г.