ПЛАНИРОВАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ВОПРОСЫ ВЫПОЛНЕНИЯ ЭВАКОМЕРОПРИЯТИЙ

 1.     Организация оповещения населения о чрезвычайных ситуациях.

Что значит оповестить население?

Это предупредить его о надвигающемся землетря­сении, наводнении или другом стихийном бедствии, передать информацию о случившейся аварии, катаст­рофе. В экстремальной ситуации время - главный фактор и терять его нельзя. Часто от этого зависит жизнь человека.

В Великую Отечественную войну для оповещения населения о нападении с воздуха использовались, глав­ным образом, городская радиотрансляционная сеть и электросирены, Во время воины репродукторы радиовещания практически не выключались, а у ленинград­цев в блокаде они работали круглосуточно все 900 дней и ночей. Когда не было передач, ритмический стук метронома информировал жителей о том, что все спо­койно, ваш громкоговоритель исправен и при первой необходимости вы получите нужное сообщение. Когда появлялась необходимость, звучал голос диктора. Люди узнавали о налетах вражеской авиации, артиллерийс­ких обстрелах, об изменениях обстановки в той или иной части города.

Так было. А как сейчас ?

В настоящее время в целях обеспечения своевре­менного и надежного оповещения населения в чрез­вычайных ситуациях мирного времени и в условиях войны установлен сигнал «Внимание всем!» Он пода­ется с помощью сирен, производственных гудков и других сигнальных средств. Услышав его, надо немед­ленно включить телевизор, радиоприемник, репродук­тор радиотрансляционной сети и слушать экстренное сообщение комиссии по предупреждению и действий в чрезвычайных ситуациях, в котором до сведения населения будет доведена информация об обстановке и действиях в этих условиях.

На каждый случай чрезвычайных условий комис­сии по чрезвычайным ситуациям заготавливают вари­анты текстовых сообщений. К примеру:

«Внимание! Говорит управление гражданской обо­роны. Граждане! Произошла авария на хлопчатобумаж­ном комбинате с выбросом хлора — сильнодействую­щего ядовитого вещества. Облако зараженного возду­ха распространяется в направлении Крюково. В зону химического заражения попадают Северо-Западный АО и пос. Некрасовка. Населению, проживающему на

улицах (таких-то), из помещений не выходить. Закрыть окна, двери, произвести герметиза­цию квартир. В подвалах, нижних этажах не укрывать­ся— хлор в 2,5 раза тяжелее воздуха и затекает во все низинные места, в том числе и в подвалы. Населению, проживающему на улицах (таких-то), немедленно по­кинуть дома, учреждения, предприятия и выходить в районы Химки, Шереметьево. Прежде чем выходить, наденьте ватно-марлевые повязки, предварительно смочив их 2% раствором питьевой соды. Сообщите об этом соседям. Слушайте наши сообщения. В дальней­шем действуйте в соответствий с указаниями комис­сии по чрезвычайным ситуациям».                      

Такая информация передается несколько раз в течение 5 минут.

Есть масса примеров, когда оповещение было своевременным, а поступки людей разумными. Так, несколько лет тому назад в ночь с 31 июля на 1 августа на участке Сочи — Туапсе прошел тропический ливень с выходом на побережье смерча. Малые реки превратились в огромные бурлящие потоки, стекающие с гор и сметающие все на своем пути.За два дня синоптики предупредили о надвигаю­щейся беде. За это время успели сделать многое: эва­куировали ребят из тех пионерских лагерей, которые могли оказаться в зоне затопления, убрали из низких мест транспорт и людей — и все это пошло на пользу. На таком большом участке побережья погибло 5 чело­век. И это произошло, видимо, только потому, что не все знали о надвигающейся опасности.

Но довольно часто приходится сталкиваться с от­рицательными примерами. И здесь присутствует два фактора. С одной стороны людей своевременно не оповещают и они не могут принять необходимых мер, а с другой — информация выдана, но ни население, ни руководство ничего не предпринимают. Авось проне­сет. А если это кого-либо касается — только не нас. Таков взгляд, таково отношение.

Так, например, было в Воркуте - 6 февраля 1990 г. синоптики дали штормовое предупреждение: в ближай­шие дни может быть ураган. Никто и ухом не повел. Начиная с 9-го февраля несколько дней бушевала пурга и ураганный ветер. Вышли из строя котельные, остановилась ТЭЦ, произошли аварии на инженерных сетях. Возникла угроза заморозить полностью и выве­сти из строя системы теплоснабжения жилых домов, в которых проживает 70 тыс. человек. На дороге, со­единяющей шахты и поселки с городом, застряли в снежных заносах сотни машин с людьми. Пришлось спасать около тысячи человек. В результате бедствия погибли шесть, обморозились - более ста, пропало без вестидвадцать. А всего этого могло и не быть. Разгильдяй­ство и безответственность - вот источники этих бед.

Всем памятны случаи взрывов боеприпасов на укладах Тихоокеанского флота. Как ни странно, но в ближайших к ним поселках никакой системы опове­щения налажено не было. Люди, застигнутые врасплох, перепугались. Одни бежали, другие терялись и не знали, как им поступить. Всю ночь офицеры части ездили и ходили по посел­кам, разъясняя ситуацию, давая рекомендации о по­рядке действий. Такой метод оповещения сегодня вы­зывает удивление и сожаление.

Каков же вывод? Что надо предпринять?

Содержать в исправном состоянии локальные си­стемы оповещения, с помощью которых можно своев­ременно оповестить не только рабочих и служащих своих объектов, но и руководителей предприятий, уч­реждений, организаций, учебных заведений, находя­щихся вблизи них, а также население, попадающее в зоны возможного заражения или катастрофического затопления.

Все предприятия, учреждения и населенные пун­кты, входящие в 20 — 30-км зону, объединяются в свою самостоятельную систему оповещения. Вместе с тем локальные системы хотя и самостоятельны, но в то же время являются частью территориальной (республи­канской, областной) системы централизованного опо­вещения.

Чтобы стихия не застала вас врасплох, помните о сигнале «Внимание всем!». Он может быть местным. Его будут передавать на основе решения районных, городских или областных органов власти. Но может случиться так, что информацию потребуется передать на всю страну. Тогда сообщения передадут по радио­станциям «Радио России», «Маяк» н другим, по теле­визионным каналам «Останкино», «РТР» и местным.

2. Принципы и способы эвакуации. Эвакуационные органы.

Эвакуация лак способ защиты населения исполь­зуется давно. Особенно больших размеров она достиг­ла в годы Великой Отечественной войны. Из европей­ской части страны эвакуировались заводы с рабочи­ми; служащими и их семьями В течение июля — ноября 1941 года в глубокий тыл перебазировалось более 1500 промышленных предприятий. Особой была эвакуация из блокированного Ленинграда по единственной трас­се — ледовой Дороге жизни через Ладожское озеро, В первую очередь вывозили детей и женщин, престаре­лых и больных людей.

Нужна ли эвакуация в наши дни, не потеряла ли она своего значения? Практика современной жизни говорит о том, что население все чаще подвергается опасностям в результате стихийных бедствий, аварий и катастроф в промышленности и на транспор­те. В этих условиях роль МЧС значительно возросла. Эта система призвана осуществлять защиту населе­ния в любой обстановке, в любых критических ситу­ациях, стремясь максимально уменьшить страдания и невзгоды людей.

Возьмем, к примеру, стихийные бедствия: земле­трясения, наводнения, сходы снежных лавин, селевые потоки, оползни, массовые лесные пожары. В этих слу­чаях почти всегда приходится прибегать к эвакуации.

Всем печально известно землетрясение в Армении 7 декабря 1988 года. Из городов Ленинакан, Кировакан, Спитак, Степанован, из других подвергшихся раз­рушениям населенных пунктов было эвакуировано более 110 тысяч детей, женщин, стариков.

Из-за больших наводнений на Дальнем Востоке, в Сибири часто приводится эвакуировать людей из зон затопления.

В результате подводных землетрясений возникают гигантские волны — цунами, которые, достигая бере­га, смывают все на своем пути. Как защититься? Толь­ко эвакуироваться в безопасные районы. В России цунами наблюдаются в основном на побережье Кам­чатки, Сахалина и Курильских островов.

Слово «эвакуация» прочно вошло в лексикон жи­телей высокогорья. К этой мере защиты вынуждены прибегать там, где есть угроза схода снежных лавин. Не меньшую угрозу представляют и оползни, встре­чающиеся в некоторых районах Северного Кавказа, на берегах крупных водохранилищ и рек Волги, Дона в районах городов Нижний Новгород, Ульяновск, Сара­тов, Волгоград. Если оползень начался, то крайне необ­ходимо немедленно эвакуировать людей.

Не раз приходилось выводить и вывозить людей из зон массовых лесных пожаров. Особенно опасны так называемые верховые пожары, скорость распрос­транения которых достигает 15—20 км/час.

Все чаще приходится прибегать к эвакуационным мероприятиям при авариях на атомных электростан­циях, при выбросах и разливах сильнодействующих ядовитых и биологически вредных веществ, при круп­ных пожарах на нефтехимических и нефтеперераба­тывающих заводах.

Из сказанного видно, что в чрезвычайных ситуа­циях эвакуация крайне необходима и порой является единственным надежным способом защиты.

Эвакуация в чистом виде бывает редко, она, как правило, сочетается с другими защитными мероприя­тиями: укрытием, проведением противорадиационных, медицинских, противопожарных, инженерных работ. А проводится эвакуация с целью вывода (вывоза) лю­дей из опасных зон и сведения потерь до минимума.

Количество людей, подлежащих эвакуации, каж­дый раз определяется местными органами власти с учетом рекомендаций органов ГО и ЧС, исходя из ус­ловий, характера и масштабов чрезвычайных ситуаций.

Во время эвакуации вывозят (выводят) людей в загородную зону, т. е. в те районы и населенные пун­кты, где дальнейшее проживание не представляет опасности. Их удаленность может быть самой различ­ной, от нескольких километров до сотен.

Районы (населенные пункты), где размещается эва­куированное население, как правило, находятся вблизи железных и автомобильных дорог, речных пристаней. . Семьи не разбиваются, а вывозятся вместе, также и расселяются единым коллективом в домах местных жителей, в общественных зданиях (клубах, школах, на туристских и спортивных базах, в домах отдыха, пан­сионатах и санаториях).

В условиях возникновения чрезвычайной ситуации особо важное значение приобретает быстрота эвакуа­ции. С этой целью может использоваться не какой-то один вид транспорта, а все его многообразие, т. е. ком­бинировано.

Комбинированный способ предусматривает, как вывоз населения автомобильным, железнодорожным, водным транспортом, так и массовый вывод пешком. Транспорт используется для тех, кто не может пере­двигаться самостоятельно (престарелых, инвалидов, больных, беременных женщин, женщин с детьми до 10 : лет). Пешком выводится вся остальная здоровая часть населения.

Эвакуация рабочих, служащих и членов их семей осуществляется по производственному принципу, т. е. по предприятиям, цехам, отделам. Эвакуация населения, не связанного с производством, производится по территориальному принципу — по месту жительства, через домоуправления и различные другие жилищно-эксплуатационные организации. Дети обычно эвакуи­руются вместе с родителями, но в особых случаях об­разовательные учреждения и детские сады вывозятся самостоятельно.

Организуют эвакуацию начальники ГО — главы администраций городов, районов, руководители пред­приятий, организаций, учреждений. Рабочим аппара­том у них служат органы ГО и ЧС.

На предприятиях, в организациях и учреждениях создаются эвакуационные комиссии. Они ведут учет количества рабочих, служащих и членов их семей, подлежащих эвакуации. Разрабатывают документы, контактируют с районными (городскими) органами, сборным эвакуационным пунктом (СЭП), эвакоприемной комиссией и приемным эвакопунктом (ПЭП) в загородной зоне.

Сборный эвакуационный пункт предназначен для сбора, регистрации и организованной отправки насе­ления. При вывозе людей железнодорожным или вод­ным транспортом СЭП размещаются вблизи станций, портов (пристаней) и на предприятиях, имеющих свои подъездные пути. При вывозе населения автотранспор­том СЭП размещается на территории или вблизи тех объектов, рабочие и служащие которых следуют этим транспортом. Каждому СЭП присваивается порядко­вый номер, к нему приписываются ближайшие учреж­дения и организации.

Приемные эвакуационные пункты создаются для встречи прибывающих в загородную зону людей, их учета и размещения в конечных пунктах эва­куации.

Промежуточные пункты эвакуации (ППЭ) назна­чаются для населения, эвакуируемого пешим порядком, когда конечные пункты размещения значительно уда­лены от города. Они размещаются в населенных пун­ктах, находящихся на маршрутах движения. Отсюда дальше население продолжает следовать пешком или вывозится транспортом.

Для оказания помощи больным используются местные лечебные учреждения, а также тот медицинский персонал, который должен быть приписан к колонне.

Пункты посадки организуются на железнодорож­ных станциях и платформах, в портах и на пристанях, у подъездных путей предприятий. Пункты посадки на автотранспорт создаются, как правило, непосредствен­но у СЭП.

Пункты высадки располагаются вблизи мест раз­мещения эвакуируемого населения.

3. Подготовка населения к эвакуации и правила  ее проведения.

Большое значение для организованного осуществ­ления эвакуации имеет своевременное оповещение населения. В соответствии с заранее разработанными планами оповещение объектов производится органа­ми управления ГО и ЧС по местным линиям связи, через аппаратуру циркулярного вызова и с помощью других технических и подвижных средств связи.

Получив распоряжение о начале эвакуации, на­чальник ГО объекта сообщает об этом руководителям производственных подразделений, указывая также время прибытия на СЭП. Последние оповещают рабо­чих и служащих, а те — членов своих семей. Нерабо­тающее население оповещается по месту жительства жилищными органами.

Узнав о эвакуации, граждане должны немедленно подготовиться к выезду. Брать с собой самое необхо­димое:

—  личные документы (паспорт, военный билет, свидетельство о браке, рождении детей, пенси­онное удостоверение, деньги, ценные бумаги);

—  продукты питания на 2 — 3 суток и питьевую воду;

—  одежду, обувь (в том числе теплую), принадлежности туалета;

—  белье, некоторые постельные принадлежности на случай длительного пребывания в загород­ной зоне.

Из продуктов питания следует брать такие, кото­рые могут храниться: консервы, концентраты, копчености, сухари, печенье, сыр, сахар и др. Питьевую воду  нужно налить во флягу, термос, бутылку с пробкой. Целесообразно иметь кружку, чашку, ложку, перочин­ный нож, спички, карманный фонарик.

При подготовке к эвакуации пешим порядкой не­обходимо подготовить такую обувь, которая при совер­шении марша не натирала бы ноги и соответствовала сезону.

В случае следования в загородную зону транспор­том вещи и продукты можно уложить в чемоданы, сум­ки, рюкзаки. А если придется идти пешком, тогда все уложите в рюкзак или вещевой мешок. К каждому месту прикрепите бирки с указанием своей фамилии, инициалов, адреса жительства и конечного пункта эвакуации. В этом случае больше вероятность, что че­модан или рюкзак не потеряются.

Детям дошкольного возраста необходимо пришить к одежде и белью ярлычки с указанием фамилии, име­ни и отчества ребенка, года рождения, места постоян­ного жительства и конечного пункта эвакуации.

Перед уходом из квартиры необходимо выключить все осветительные и нагревательные приборы, зак­рыть краны водопроводной и газовой сетей, окна и форточки. Включить охранную сигнализацию (если такая есть), закрыть квартиру на все замки. Если в семье есть престарелые, больные, которые не могут эвакуироваться вместе со всеми членами семьи, об этом следует сообщить начальнику СЭП для приня­тия необходимых мер.

К установленному сроку граждане, вывозимые в загородную зону, прибывают с вещами на СЭП. Здесь они проходят регистрацию. После этого идет распре­деление по вагонам, автомашинам, судам и ожидание посадки. В назначенное время людей выводят к мес­там посадки.

Для вывоза населения по железной дороге и вод­ными путями используется не только пассажирский транспорт, но и товарные вагоны, грузовые суда и баржи. Предусматривается более уплотненная загруз­ка вагонов, а также увеличение длины железнодорож­ного состава.

При перевозке людей автотранспортом, кроме автобусов, используются приспособленные для этой цели грузовики и автоприцепы. Не исключено исполь­зование и личного транспорта. Все автомашины следуют не разрозненно, а колонной, и если возможно, то и при сопровождении ГИБДД.

Посадку организуют старшие по вагонам и автома­шинам. В пути следования запрещается на остановках переходить из машины в машину, из вагона в вагон без разрешения старших. По прибытии на станцию (при­стань) высадка производится только по команде началь­ника эшелона, автомобильной колонны.

Вывод населения пешим порядком осуществляет­ся преимущественно по дорогам, в отдельных случаях по обочинам и обозначенным маршрутам вне дорог.

Колонны формируются на предприятиях (в учреж­дениях, по месту жительства). Численность их может быть самая различная. Для удобства управления колон­на разбивается на части — коллективы цехов и другие производственные подразделения, а внутри еще под­разделяется на группы по 20 — 30 человек. В каждой колонне назначается начальник, а в группе — старший.

Средняя скорость движения принимается не бо­лее 4 км/час. Через каждые 1 — 1,5 часов движения пре­дусматривается малый привал продолжительностью 10—15 мин., а после половины перехода— большой привал на 1 —2 часа. Весь переход завершается при­бытием в конечный пункт эвакуации.

Во время марша эвакуируемым необходимо соблю­дать установленный порядок: выполнять все команды и распоряжения начальника колонны и старшего груп­пы. Не покидать колонну без разрешения. Не пить воду из источников, не проверенных медицинской службой. При движении ночью следить за тем, чтобы соседи по колонне не отставали, а на привалах не засыпали.

В зимнее время следить за появлением признаков обморожения у себя и соседей. На привалах не ложить­ся на снег. При плохом самочувствии обращаться к медицинскому работнику, сопровождающему колонну.

По прибытии к месту назначения все организован­но проходят регистрацию на ПЭП и в сопровождении старших расходятся по улицам и домам. Прибывшие не имеют права самостоятельно, без разрешения мес­тных эвакуационных органов, выбирать места прожи­вания и перемещаться из одного населенного пункта в другой.

В загородной зоне организуется медицинское и бытовое обслуживание. Детей при необходимости ус­траивают в школы и детские сады. Снабжение продовольствием и предметами первой необходимости про­изводится как через сеть государственной и коопера­тивной торговли, так и местного населения.

Доброжелательная встреча местным населением уставших и подчас встревоженных людей — одно из условий преодоления трудностей устройства их на новом месте.

4. Экстренная эвакуация.

Она значительно отличается от той, о которой шла речь выше. Экстренная эвакуация вызывается обычно какими-то быстротечными чрезвычайными ситуация­ми, а таких, к сожалению, очень много. Правда, масш­табы большей частью носят ограниченный характер, но не всегда.

Рассмотрим несколько примеров.

Лесной пожар подбирается к населенному пункту. Что делеть? Конечно, уходить и всем вместе, а не по одиночке. Уходить по дорогам, уводящим от огня, и в ту сторону, которая короче всего выведет к полю, к реке или в другое безопасное место. В отдельных случаях, может быть, придется эвакуироваться вдоль реки или непосредственно по воде.

Выход этот, хотя и скоротечный, но обязательно должен быть организованным. Нельзя допускать пани­ческого бегства, стихийности. Это приведет к неоправ­данным жертвам и потерям. Всю работу должен воз­главить начальник ГО — глава местной админис­трации. Старший колонны обязан прекрасно знать местность, хорошо ориентироваться на ней.

Вещи. Не набирайте много. Конечно, жалко остав­лять, хотелось бы взять все, но это невозможно. Берите самое-самое необходимое, а главное документы, день­ги, ценности, продукты питания и воду. Не помешают и медикаменты (маленькая домашняя аптечка). Без этого тоже не обойтись.

Другой пример. Авария на химически опасном объекте. Облако СДЯВ движется в сторону вашего на­селенного пункта. Получена информация о случившем­ся. Смотрите, откуда и куда дует ветер. Главное — не мешкать. Время! Вот важнейший фактор в данной си­туации. Деньги, документы, немного продуктов и немедленно уходить. Уходить в сторону, перпендикуляр­ную движению ветра.

У многих сложилось мнение, что эвакуация прису­ща только городам, да и то крупным. Селам и поселкам она не грозит. Да какая еще может быть эвакуация из деревни, да еще в мирное время. Оказывается может.

Например, 7 августа 1995 года жители небольшо­го поселка Норовка Пензенской области ночью были подняты по тревоге и срочно эвакуированы. Полусон­ные в спешке покидали свои дома. Брали с собой, что под руку подвернется. В чем же дело? А дело в том, что, казалось бы, на самом обычном предприятии — маслозаводе, а точнее на его складах, произошло воз­горание кальцинированной й каустической соды, при­меняемой в производстве. Ядовитое облако, появивше­еся над поселком, удушливым покрывалом накрыло всю округу.

Оставаться в отравленной зоне нельзя: или гибель, или серьезные отравления. Только к утру удалось лик­видировать очаг пожара. Источник выделения ядови­тых газов стал постепенно затихать. Экстренная эва­куация сыграла свою роль — никто из жителей посел­ка не пострадал.

Из этого следует еще один вывод: угроза пораже­ния может исходить не только от крупных и химичес­ки опасных объектов. Она порой возникает совсем нео­жиданно и от таких вроде бы мирных и безобидных объектов, как маслозавод, консервное предприятие, во­допроводная станция, текстильное производство, холо­дильник, где хранятся продукты, молококомбинат и тп

Утром 4 июня 1987 года мощный взрыв потряс г.Арзамас. Многие дома вблизи железнодорожной станции, да и сама станция были разрушены. Взорва­лись два вагона со взрывчаткой.

Опять возник вопрос об экстренной эвакуации тех, кто оказался в зоне разрушений. Уже через 15 минут пострадавших стали доставлять на личных машинах и машинах скорой помощи в центральную городскую больницу, где срочно стали готовить дополнительные места для раненых.

Администрация города, надо отдать ей должное, не растерялась, взяла руководство в свои руки. Поэтому эвакуация пострадавших и оставшихся без крова не\стала бегством, не превратилась в блуждение людей. По радиотрансляции постоянно передавалась инфор­мация: объявлялись пункты сбора, места оказания по­мощи, направления выхода людей из опасной зоны, объяснялось, что делать, куда идти, что брать с собой, передавались просьбы и обращения.

Авария на АЭС Три-Майл (США) в марте 1979 года вынудила власти штата провести эвакуацию жителей. Первоначально планировалось вывезти около 3,5 тыс. человек, на самом деле пришлось эвакуировать 200 тыс. человек, проживающих в радиусе до 40 км от станции. Еще свежа в памяти эвакуация населения из 30-кило­метровой зоны при аварии на Чернобыльской АЭС в апреле-мае 1986 года. Население вывозили из городов Чернобыль, Припять и еще 300 населенных пунктов.

Эвакуация в таких случаях имеет ряд особеннос­тей. Для ее осуществления обязательно используется крытый транспорт. Выбираются кратчайшие маршру­ты по местам с наименьшими уровнями радиации. Выходить на улицу до прибытия транспорта не реко­мендуется, чтобы не подвергаться излишнему облуче­нию. Находясь в помещении, необходимо плотно зак­рыть окна, двери, форточки, заделать щели и строго выполнять режим радиационной защиты.

Нельзя забывать: проблемы экстренной эвакуации, видимо, сохранятся еще надолго в жизни людей. Слиш­ком много опасностей, которые подстерегают их, как природного, техногенного, так и военного характера.

Обязанности заместителя начальника гражданс­кой обороны объекта по эвакуации — председателя объектовой эвакокомиссии.

Председатель эвакуационной комиссии объекта назначается, как правило, из числа заместителей руко­водителя предприятия. Он подчиняется начальнику ГО и отвечает за подготовку членов комиссии к выполне­нию задач по эвакуации рабочих, служащих объекта и членов их семей в чрезвычайных ситуациях. Ему пре­доставляется право отдавать распоряжения по вопро­сам подготовки, проведения эвакомероприятий и их всестороннего обеспечения, которые обязательны для выполнения руководителями структурных подразделе­ний и служб ГО предприятия, а также подчиненных объектов и их эвакуационными комиссиями.

Свои обязанности председатель эвакокомиссии выполняет в тесном взаимодействии с начальником отдела и начальниками служб ГО.

Он обязан:

при повседневной готовности:

—  организовать составление в структурных под­разделениях объекта списков эвакуируемых, обобщить данные и представить их в эвакокомиссию района;

—  изучить выписку из плана эвакуации населе­ния района, при необходимости уточнить в эва­кокомиссии района исходные данные для пла­нирования мероприятий на объекте;

—  провести рекогносцировку мест размещения сборных эвакопунктов, пунктов посадки на транспорт, маршрутов пешей эвакуации и рай­онов расселения в загородной зоне;

—  участвовать в разработке плана действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций в мирное время и плана гражданской обороны объекта — на военное время по вопро­сам подготовки и проведения эвакомероприятий;

—  организовать разработку документации и мате­риально-техническое обеспечение объектовой эвакокомиссии;

—  проконтролировать доведение до руководите­лей структурных подразделений расчетов на осуществление эвакомероприятий и организа­цию подготовки к их проведению;

—  организовать специальную подготовку лично­го состава эвакокомиссии, распределить функ­циональные обязанности между ее членами;

—  поддерживать взаимодействие с руководством администрации и эвакоприемных органов за­городной зоны, совместно с начальником ГО объекта организовать выезды (не реже одного раза в год) в сельские районы для уточнения расчетов приема, размещения и всестороннего обеспечения рабочих, служащих объекта и чле­нов их семей;

при угрозе чрезвычайных ситуаций в мирное время:

—  прибыть к начальнику ГО объекта экономики, уяснить обстановку и задачи эвакуационной ко­миссии;

—  собрать руководство комиссии, довести обстанов­ку и поставить задачи по подготовке к разверты­ванию и организации работы эвакооргана;

при возникновении чрезвычайной ситуации в мир­ное время:

—   с принятием решения начальника ГО объекта на проведение эвакуации срочно собрать лич­ный состав комиссии и поставить задачи;

—  выслать направленцев в структурные подраз­деления для контроля за сбором и выводом со­трудников с объекта;

—  организовать движение колонн по маршруту;

—  организовать встречу и размещение сотрудни­ков в безопасном районе;

при переводе гражданской обороны на положение до проведения эвакуации:

—  по сигналу оповещения прибыть к начальнику ГО объекта, уяснить обстановку и задачи эва­кокомиссии;

—  собрать личный состав комиссии, довести об­становку и уточнить задачи комиссии;

—  развернуть рабочие места членов комиссии, выдать им рабочие документы, определить по­рядок и сроки корректировки последних;

—  организовать проверку связи с органами ГО, а также взаимодействие со службами обеспечи­вающими эвакомероприятия;

—  отдать распоряжение на подготовку к выезду в загородную зону в составе оперативной груп­пы объекта экономики;

—  организовать контрольна подготовкой к эвакомероприятиям в структурных подразделениях, о готовности комиссий нижестоящих эвакоорганов структурных подразделений к их прове­дению;

—  доложить о готовности к работе начальнику ГО объекта и председателю эвакокомиссии района;

—  совместно с начальником отдела ГО объекта экономики подготовить и доложить начальни­ку ГО предложения о порядке эвакуации;

—  руководить работой эвакокомиссии по управ­лению вывозом (выводом) рабочих, служащих и членов их семей в соответствии с решения­ми, принимаемыми начальником ГО объекта;

—  в установленные сроки докладывать своему на­чальнику ГО и в вышестоящую эвакокомиссию данные о ходе эвакуации;

—   с последним отправлением (поезда, автоколон­ны, судна) выехать в загородную зону (выслать своего заместителя), чтобы проверить размеще­ние, организацию защиты и всестороннего обеспечения эвакуируемых;

—  доложить начальнику ГО объекта о завершении эвакомероприятий;

при внезапном нападении:

—   проконтролировать укрытие личного состава эвакокомиссии в защитных сооружениях;

—  после нападения организовать сбор информа­ции об обстановке;

—  доложить начальнику ГО объекта и в эвакоко­миссию района о численности сотрудников предприятия, подлежащих эвакуации;

—   по указанию начальника ГО объекта, эвакоко­миссии района оперативно спланировать эва-комероприятия;

—  по распоряжению начальника ГО объекта и районной комиссии организовать и провести ускоренную эвакуацию сотрудников.

 

1.  Что означает сигнал: «Внимание всем!» И как он подает­ся?

2.  Как организуется оповещение населения о ЧС ?

3.  Каковы принципы и способы проведения эвакуации насе­ления?

4.  Кто организует эвакуацию населения и какие органы со­здаются для ее проведения?

5.  Какие правила поведения устанавливаются для эвакуиру­емых?

6.  В каких случаях проводится экстренная эвакуация?

7.  Обязанности председателя объектовой эвакокомиссии.