ПЛАНИРОВАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ВОПРОСЫ ВЫПОЛНЕНИЯ ЭВАКОМЕРОПРИЯТИЙ
1. Организация оповещения населения о чрезвычайных ситуациях.
Что значит оповестить население?
Это предупредить его о надвигающемся землетрясении, наводнении или другом стихийном бедствии, передать информацию о случившейся аварии, катастрофе. В экстремальной ситуации время - главный фактор и терять его нельзя. Часто от этого зависит жизнь человека.
В Великую Отечественную войну для оповещения населения о нападении с воздуха использовались, главным образом, городская радиотрансляционная сеть и электросирены, Во время воины репродукторы радиовещания практически не выключались, а у ленинградцев в блокаде они работали круглосуточно все 900 дней и ночей. Когда не было передач, ритмический стук метронома информировал жителей о том, что все спокойно, ваш громкоговоритель исправен и при первой необходимости вы получите нужное сообщение. Когда появлялась необходимость, звучал голос диктора. Люди узнавали о налетах вражеской авиации, артиллерийских обстрелах, об изменениях обстановки в той или иной части города.
Так было. А как сейчас ?
В настоящее время в целях обеспечения своевременного и надежного оповещения населения в чрезвычайных ситуациях мирного времени и в условиях войны установлен сигнал «Внимание всем!» Он подается с помощью сирен, производственных гудков и других сигнальных средств. Услышав его, надо немедленно включить телевизор, радиоприемник, репродуктор радиотрансляционной сети и слушать экстренное сообщение комиссии по предупреждению и действий в чрезвычайных ситуациях, в котором до сведения населения будет доведена информация об обстановке и действиях в этих условиях.
На каждый случай чрезвычайных условий комиссии по чрезвычайным ситуациям заготавливают варианты текстовых сообщений. К примеру:
«Внимание! Говорит управление гражданской обороны. Граждане! Произошла авария на хлопчатобумажном комбинате с выбросом хлора — сильнодействующего ядовитого вещества. Облако зараженного воздуха распространяется в направлении Крюково. В зону химического заражения попадают Северо-Западный АО и пос. Некрасовка. Населению, проживающему на
улицах (таких-то), из помещений не выходить. Закрыть окна, двери, произвести герметизацию квартир. В подвалах, нижних этажах не укрываться— хлор в 2,5 раза тяжелее воздуха и затекает во все низинные места, в том числе и в подвалы. Населению, проживающему на улицах (таких-то), немедленно покинуть дома, учреждения, предприятия и выходить в районы Химки, Шереметьево. Прежде чем выходить, наденьте ватно-марлевые повязки, предварительно смочив их 2% раствором питьевой соды. Сообщите об этом соседям. Слушайте наши сообщения. В дальнейшем действуйте в соответствий с указаниями комиссии по чрезвычайным ситуациям».
Такая информация передается несколько раз в течение 5 минут.
Есть масса примеров, когда оповещение было своевременным, а поступки людей разумными. Так, несколько лет тому назад в ночь с 31 июля на 1 августа на участке Сочи — Туапсе прошел тропический ливень с выходом на побережье смерча. Малые реки превратились в огромные бурлящие потоки, стекающие с гор и сметающие все на своем пути.За два дня синоптики предупредили о надвигающейся беде. За это время успели сделать многое: эвакуировали ребят из тех пионерских лагерей, которые могли оказаться в зоне затопления, убрали из низких мест транспорт и людей — и все это пошло на пользу. На таком большом участке побережья погибло 5 человек. И это произошло, видимо, только потому, что не все знали о надвигающейся опасности.
Но довольно часто приходится сталкиваться с отрицательными примерами. И здесь присутствует два фактора. С одной стороны людей своевременно не оповещают и они не могут принять необходимых мер, а с другой — информация выдана, но ни население, ни руководство ничего не предпринимают. Авось пронесет. А если это кого-либо касается — только не нас. Таков взгляд, таково отношение.
Так, например, было в Воркуте - 6 февраля 1990 г. синоптики дали штормовое предупреждение: в ближайшие дни может быть ураган. Никто и ухом не повел. Начиная с 9-го февраля несколько дней бушевала пурга и ураганный ветер. Вышли из строя котельные, остановилась ТЭЦ, произошли аварии на инженерных сетях. Возникла угроза заморозить полностью и вывести из строя системы теплоснабжения жилых домов, в которых проживает 70 тыс. человек. На дороге, соединяющей шахты и поселки с городом, застряли в снежных заносах сотни машин с людьми. Пришлось спасать около тысячи человек. В результате бедствия погибли шесть, обморозились - более ста, пропало без вестидвадцать. А всего этого могло и не быть. Разгильдяйство и безответственность - вот источники этих бед.
Всем памятны случаи взрывов боеприпасов на укладах Тихоокеанского флота. Как ни странно, но в ближайших к ним поселках никакой системы оповещения налажено не было. Люди, застигнутые врасплох, перепугались. Одни бежали, другие терялись и не знали, как им поступить. Всю ночь офицеры части ездили и ходили по поселкам, разъясняя ситуацию, давая рекомендации о порядке действий. Такой метод оповещения сегодня вызывает удивление и сожаление.
Каков же вывод? Что надо предпринять?
Содержать в исправном состоянии локальные системы оповещения, с помощью которых можно своевременно оповестить не только рабочих и служащих своих объектов, но и руководителей предприятий, учреждений, организаций, учебных заведений, находящихся вблизи них, а также население, попадающее в зоны возможного заражения или катастрофического затопления.
Все предприятия, учреждения и населенные пункты, входящие в 20 — 30-км зону, объединяются в свою самостоятельную систему оповещения. Вместе с тем локальные системы хотя и самостоятельны, но в то же время являются частью территориальной (республиканской, областной) системы централизованного оповещения.
Чтобы стихия не застала вас врасплох, помните о сигнале «Внимание всем!». Он может быть местным. Его будут передавать на основе решения районных, городских или областных органов власти. Но может случиться так, что информацию потребуется передать на всю страну. Тогда сообщения передадут по радиостанциям «Радио России», «Маяк» н другим, по телевизионным каналам «Останкино», «РТР» и местным.
2. Принципы и способы эвакуации. Эвакуационные органы.
Эвакуация лак способ защиты населения используется давно. Особенно больших размеров она достигла в годы Великой Отечественной войны. Из европейской части страны эвакуировались заводы с рабочими; служащими и их семьями В течение июля — ноября 1941 года в глубокий тыл перебазировалось более 1500 промышленных предприятий. Особой была эвакуация из блокированного Ленинграда по единственной трассе — ледовой Дороге жизни через Ладожское озеро, В первую очередь вывозили детей и женщин, престарелых и больных людей.
Нужна ли эвакуация в наши дни, не потеряла ли она своего значения? Практика современной жизни говорит о том, что население все чаще подвергается опасностям в результате стихийных бедствий, аварий и катастроф в промышленности и на транспорте. В этих условиях роль МЧС значительно возросла. Эта система призвана осуществлять защиту населения в любой обстановке, в любых критических ситуациях, стремясь максимально уменьшить страдания и невзгоды людей.
Возьмем, к примеру, стихийные бедствия: землетрясения, наводнения, сходы снежных лавин, селевые потоки, оползни, массовые лесные пожары. В этих случаях почти всегда приходится прибегать к эвакуации.
Всем печально известно землетрясение в Армении 7 декабря 1988 года. Из городов Ленинакан, Кировакан, Спитак, Степанован, из других подвергшихся разрушениям населенных пунктов было эвакуировано более 110 тысяч детей, женщин, стариков.
Из-за больших наводнений на Дальнем Востоке, в Сибири часто приводится эвакуировать людей из зон затопления.
В результате подводных землетрясений возникают гигантские волны — цунами, которые, достигая берега, смывают все на своем пути. Как защититься? Только эвакуироваться в безопасные районы. В России цунами наблюдаются в основном на побережье Камчатки, Сахалина и Курильских островов.
Слово «эвакуация» прочно вошло в лексикон жителей высокогорья. К этой мере защиты вынуждены прибегать там, где есть угроза схода снежных лавин. Не меньшую угрозу представляют и оползни, встречающиеся в некоторых районах Северного Кавказа, на берегах крупных водохранилищ и рек Волги, Дона в районах городов Нижний Новгород, Ульяновск, Саратов, Волгоград. Если оползень начался, то крайне необходимо немедленно эвакуировать людей.
Не раз приходилось выводить и вывозить людей из зон массовых лесных пожаров. Особенно опасны так называемые верховые пожары, скорость распространения которых достигает 15—20 км/час.
Все чаще приходится прибегать к эвакуационным мероприятиям при авариях на атомных электростанциях, при выбросах и разливах сильнодействующих ядовитых и биологически вредных веществ, при крупных пожарах на нефтехимических и нефтеперерабатывающих заводах.
Из сказанного видно, что в чрезвычайных ситуациях эвакуация крайне необходима и порой является единственным надежным способом защиты.
Эвакуация в чистом виде бывает редко, она, как правило, сочетается с другими защитными мероприятиями: укрытием, проведением противорадиационных, медицинских, противопожарных, инженерных работ. А проводится эвакуация с целью вывода (вывоза) людей из опасных зон и сведения потерь до минимума.
Количество людей, подлежащих эвакуации, каждый раз определяется местными органами власти с учетом рекомендаций органов ГО и ЧС, исходя из условий, характера и масштабов чрезвычайных ситуаций.
Во время эвакуации вывозят (выводят) людей в загородную зону, т. е. в те районы и населенные пункты, где дальнейшее проживание не представляет опасности. Их удаленность может быть самой различной, от нескольких километров до сотен.
Районы (населенные пункты), где размещается эвакуированное население, как правило, находятся вблизи железных и автомобильных дорог, речных пристаней. . Семьи не разбиваются, а вывозятся вместе, также и расселяются единым коллективом в домах местных жителей, в общественных зданиях (клубах, школах, на туристских и спортивных базах, в домах отдыха, пансионатах и санаториях).
В условиях возникновения чрезвычайной ситуации особо важное значение приобретает быстрота эвакуации. С этой целью может использоваться не какой-то один вид транспорта, а все его многообразие, т. е. комбинировано.
Комбинированный способ предусматривает, как вывоз населения автомобильным, железнодорожным, водным транспортом, так и массовый вывод пешком. Транспорт используется для тех, кто не может передвигаться самостоятельно (престарелых, инвалидов, больных, беременных женщин, женщин с детьми до 10 : лет). Пешком выводится вся остальная здоровая часть населения.
Эвакуация рабочих, служащих и членов их семей осуществляется по производственному принципу, т. е. по предприятиям, цехам, отделам. Эвакуация населения, не связанного с производством, производится по территориальному принципу — по месту жительства, через домоуправления и различные другие жилищно-эксплуатационные организации. Дети обычно эвакуируются вместе с родителями, но в особых случаях образовательные учреждения и детские сады вывозятся самостоятельно.
Организуют эвакуацию начальники ГО — главы администраций городов, районов, руководители предприятий, организаций, учреждений. Рабочим аппаратом у них служат органы ГО и ЧС.
На предприятиях, в организациях и учреждениях создаются эвакуационные комиссии. Они ведут учет количества рабочих, служащих и членов их семей, подлежащих эвакуации. Разрабатывают документы, контактируют с районными (городскими) органами, сборным эвакуационным пунктом (СЭП), эвакоприемной комиссией и приемным эвакопунктом (ПЭП) в загородной зоне.
Сборный эвакуационный пункт предназначен для сбора, регистрации и организованной отправки населения. При вывозе людей железнодорожным или водным транспортом СЭП размещаются вблизи станций, портов (пристаней) и на предприятиях, имеющих свои подъездные пути. При вывозе населения автотранспортом СЭП размещается на территории или вблизи тех объектов, рабочие и служащие которых следуют этим транспортом. Каждому СЭП присваивается порядковый номер, к нему приписываются ближайшие учреждения и организации.
Приемные эвакуационные пункты создаются для встречи прибывающих в загородную зону людей, их учета и размещения в конечных пунктах эвакуации.
Промежуточные пункты эвакуации (ППЭ) назначаются для населения, эвакуируемого пешим порядком, когда конечные пункты размещения значительно удалены от города. Они размещаются в населенных пунктах, находящихся на маршрутах движения. Отсюда дальше население продолжает следовать пешком или вывозится транспортом.
Для оказания помощи больным используются местные лечебные учреждения, а также тот медицинский персонал, который должен быть приписан к колонне.
Пункты посадки организуются на железнодорожных станциях и платформах, в портах и на пристанях, у подъездных путей предприятий. Пункты посадки на автотранспорт создаются, как правило, непосредственно у СЭП.
Пункты высадки располагаются вблизи мест размещения эвакуируемого населения.
3. Подготовка населения к эвакуации и правила ее проведения.
Большое значение для организованного осуществления эвакуации имеет своевременное оповещение населения. В соответствии с заранее разработанными планами оповещение объектов производится органами управления ГО и ЧС по местным линиям связи, через аппаратуру циркулярного вызова и с помощью других технических и подвижных средств связи.
Получив распоряжение о начале эвакуации, начальник ГО объекта сообщает об этом руководителям производственных подразделений, указывая также время прибытия на СЭП. Последние оповещают рабочих и служащих, а те — членов своих семей. Неработающее население оповещается по месту жительства жилищными органами.
Узнав о эвакуации, граждане должны немедленно подготовиться к выезду. Брать с собой самое необходимое:
— личные документы (паспорт, военный билет, свидетельство о браке, рождении детей, пенсионное удостоверение, деньги, ценные бумаги);
— продукты питания на 2 — 3 суток и питьевую воду;
— одежду, обувь (в том числе теплую), принадлежности туалета;
— белье, некоторые постельные принадлежности на случай длительного пребывания в загородной зоне.
Из продуктов питания следует брать такие, которые могут храниться: консервы, концентраты, копчености, сухари, печенье, сыр, сахар и др. Питьевую воду нужно налить во флягу, термос, бутылку с пробкой. Целесообразно иметь кружку, чашку, ложку, перочинный нож, спички, карманный фонарик.
При подготовке к эвакуации пешим порядкой необходимо подготовить такую обувь, которая при совершении марша не натирала бы ноги и соответствовала сезону.
В случае следования в загородную зону транспортом вещи и продукты можно уложить в чемоданы, сумки, рюкзаки. А если придется идти пешком, тогда все уложите в рюкзак или вещевой мешок. К каждому месту прикрепите бирки с указанием своей фамилии, инициалов, адреса жительства и конечного пункта эвакуации. В этом случае больше вероятность, что чемодан или рюкзак не потеряются.
Детям дошкольного возраста необходимо пришить к одежде и белью ярлычки с указанием фамилии, имени и отчества ребенка, года рождения, места постоянного жительства и конечного пункта эвакуации.
Перед уходом из квартиры необходимо выключить все осветительные и нагревательные приборы, закрыть краны водопроводной и газовой сетей, окна и форточки. Включить охранную сигнализацию (если такая есть), закрыть квартиру на все замки. Если в семье есть престарелые, больные, которые не могут эвакуироваться вместе со всеми членами семьи, об этом следует сообщить начальнику СЭП для принятия необходимых мер.
К установленному сроку граждане, вывозимые в загородную зону, прибывают с вещами на СЭП. Здесь они проходят регистрацию. После этого идет распределение по вагонам, автомашинам, судам и ожидание посадки. В назначенное время людей выводят к местам посадки.
Для вывоза населения по железной дороге и водными путями используется не только пассажирский транспорт, но и товарные вагоны, грузовые суда и баржи. Предусматривается более уплотненная загрузка вагонов, а также увеличение длины железнодорожного состава.
При перевозке людей автотранспортом, кроме автобусов, используются приспособленные для этой цели грузовики и автоприцепы. Не исключено использование и личного транспорта. Все автомашины следуют не разрозненно, а колонной, и если возможно, то и при сопровождении ГИБДД.
Посадку организуют старшие по вагонам и автомашинам. В пути следования запрещается на остановках переходить из машины в машину, из вагона в вагон без разрешения старших. По прибытии на станцию (пристань) высадка производится только по команде начальника эшелона, автомобильной колонны.
Вывод населения пешим порядком осуществляется преимущественно по дорогам, в отдельных случаях по обочинам и обозначенным маршрутам вне дорог.
Колонны формируются на предприятиях (в учреждениях, по месту жительства). Численность их может быть самая различная. Для удобства управления колонна разбивается на части — коллективы цехов и другие производственные подразделения, а внутри еще подразделяется на группы по 20 — 30 человек. В каждой колонне назначается начальник, а в группе — старший.
Средняя скорость движения принимается не более 4 км/час. Через каждые 1 — 1,5 часов движения предусматривается малый привал продолжительностью 10—15 мин., а после половины перехода— большой привал на 1 —2 часа. Весь переход завершается прибытием в конечный пункт эвакуации.
Во время марша эвакуируемым необходимо соблюдать установленный порядок: выполнять все команды и распоряжения начальника колонны и старшего группы. Не покидать колонну без разрешения. Не пить воду из источников, не проверенных медицинской службой. При движении ночью следить за тем, чтобы соседи по колонне не отставали, а на привалах не засыпали.
В зимнее время следить за появлением признаков обморожения у себя и соседей. На привалах не ложиться на снег. При плохом самочувствии обращаться к медицинскому работнику, сопровождающему колонну.
По прибытии к месту назначения все организованно проходят регистрацию на ПЭП и в сопровождении старших расходятся по улицам и домам. Прибывшие не имеют права самостоятельно, без разрешения местных эвакуационных органов, выбирать места проживания и перемещаться из одного населенного пункта в другой.
В загородной зоне организуется медицинское и бытовое обслуживание. Детей при необходимости устраивают в школы и детские сады. Снабжение продовольствием и предметами первой необходимости производится как через сеть государственной и кооперативной торговли, так и местного населения.
Доброжелательная встреча местным населением уставших и подчас встревоженных людей — одно из условий преодоления трудностей устройства их на новом месте.
4. Экстренная эвакуация.
Она значительно отличается от той, о которой шла речь выше. Экстренная эвакуация вызывается обычно какими-то быстротечными чрезвычайными ситуациями, а таких, к сожалению, очень много. Правда, масштабы большей частью носят ограниченный характер, но не всегда.
Рассмотрим несколько примеров.
Лесной пожар подбирается к населенному пункту. Что делеть? Конечно, уходить и всем вместе, а не по одиночке. Уходить по дорогам, уводящим от огня, и в ту сторону, которая короче всего выведет к полю, к реке или в другое безопасное место. В отдельных случаях, может быть, придется эвакуироваться вдоль реки или непосредственно по воде.
Выход этот, хотя и скоротечный, но обязательно должен быть организованным. Нельзя допускать панического бегства, стихийности. Это приведет к неоправданным жертвам и потерям. Всю работу должен возглавить начальник ГО — глава местной администрации. Старший колонны обязан прекрасно знать местность, хорошо ориентироваться на ней.
Вещи. Не набирайте много. Конечно, жалко оставлять, хотелось бы взять все, но это невозможно. Берите самое-самое необходимое, а главное документы, деньги, ценности, продукты питания и воду. Не помешают и медикаменты (маленькая домашняя аптечка). Без этого тоже не обойтись.
Другой пример. Авария на химически опасном объекте. Облако СДЯВ движется в сторону вашего населенного пункта. Получена информация о случившемся. Смотрите, откуда и куда дует ветер. Главное — не мешкать. Время! Вот важнейший фактор в данной ситуации. Деньги, документы, немного продуктов и немедленно уходить. Уходить в сторону, перпендикулярную движению ветра.
У многих сложилось мнение, что эвакуация присуща только городам, да и то крупным. Селам и поселкам она не грозит. Да какая еще может быть эвакуация из деревни, да еще в мирное время. Оказывается может.
Например, 7 августа 1995 года жители небольшого поселка Норовка Пензенской области ночью были подняты по тревоге и срочно эвакуированы. Полусонные в спешке покидали свои дома. Брали с собой, что под руку подвернется. В чем же дело? А дело в том, что, казалось бы, на самом обычном предприятии — маслозаводе, а точнее на его складах, произошло возгорание кальцинированной й каустической соды, применяемой в производстве. Ядовитое облако, появившееся над поселком, удушливым покрывалом накрыло всю округу.
Оставаться в отравленной зоне нельзя: или гибель, или серьезные отравления. Только к утру удалось ликвидировать очаг пожара. Источник выделения ядовитых газов стал постепенно затихать. Экстренная эвакуация сыграла свою роль — никто из жителей поселка не пострадал.
Из этого следует еще один вывод: угроза поражения может исходить не только от крупных и химически опасных объектов. Она порой возникает совсем неожиданно и от таких вроде бы мирных и безобидных объектов, как маслозавод, консервное предприятие, водопроводная станция, текстильное производство, холодильник, где хранятся продукты, молококомбинат и тп
Утром 4 июня 1987 года мощный взрыв потряс г.Арзамас. Многие дома вблизи железнодорожной станции, да и сама станция были разрушены. Взорвались два вагона со взрывчаткой.
Опять возник вопрос об экстренной эвакуации тех, кто оказался в зоне разрушений. Уже через 15 минут пострадавших стали доставлять на личных машинах и машинах скорой помощи в центральную городскую больницу, где срочно стали готовить дополнительные места для раненых.
Администрация города, надо отдать ей должное, не растерялась, взяла руководство в свои руки. Поэтому эвакуация пострадавших и оставшихся без крова не\стала бегством, не превратилась в блуждение людей. По радиотрансляции постоянно передавалась информация: объявлялись пункты сбора, места оказания помощи, направления выхода людей из опасной зоны, объяснялось, что делать, куда идти, что брать с собой, передавались просьбы и обращения.
Авария на АЭС Три-Майл (США) в марте 1979 года вынудила власти штата провести эвакуацию жителей. Первоначально планировалось вывезти около 3,5 тыс. человек, на самом деле пришлось эвакуировать 200 тыс. человек, проживающих в радиусе до 40 км от станции. Еще свежа в памяти эвакуация населения из 30-километровой зоны при аварии на Чернобыльской АЭС в апреле-мае 1986 года. Население вывозили из городов Чернобыль, Припять и еще 300 населенных пунктов.
Эвакуация в таких случаях имеет ряд особенностей. Для ее осуществления обязательно используется крытый транспорт. Выбираются кратчайшие маршруты по местам с наименьшими уровнями радиации. Выходить на улицу до прибытия транспорта не рекомендуется, чтобы не подвергаться излишнему облучению. Находясь в помещении, необходимо плотно закрыть окна, двери, форточки, заделать щели и строго выполнять режим радиационной защиты.
Нельзя забывать: проблемы экстренной эвакуации, видимо, сохранятся еще надолго в жизни людей. Слишком много опасностей, которые подстерегают их, как природного, техногенного, так и военного характера.
Обязанности заместителя начальника гражданской обороны объекта по эвакуации — председателя объектовой эвакокомиссии.
Председатель эвакуационной комиссии объекта назначается, как правило, из числа заместителей руководителя предприятия. Он подчиняется начальнику ГО и отвечает за подготовку членов комиссии к выполнению задач по эвакуации рабочих, служащих объекта и членов их семей в чрезвычайных ситуациях. Ему предоставляется право отдавать распоряжения по вопросам подготовки, проведения эвакомероприятий и их всестороннего обеспечения, которые обязательны для выполнения руководителями структурных подразделений и служб ГО предприятия, а также подчиненных объектов и их эвакуационными комиссиями.
Свои обязанности председатель эвакокомиссии выполняет в тесном взаимодействии с начальником отдела и начальниками служб ГО.
Он обязан:
при повседневной готовности:
— организовать составление в структурных подразделениях объекта списков эвакуируемых, обобщить данные и представить их в эвакокомиссию района;
— изучить выписку из плана эвакуации населения района, при необходимости уточнить в эвакокомиссии района исходные данные для планирования мероприятий на объекте;
— провести рекогносцировку мест размещения сборных эвакопунктов, пунктов посадки на транспорт, маршрутов пешей эвакуации и районов расселения в загородной зоне;
— участвовать в разработке плана действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций в мирное время и плана гражданской обороны объекта — на военное время по вопросам подготовки и проведения эвакомероприятий;
— организовать разработку документации и материально-техническое обеспечение объектовой эвакокомиссии;
— проконтролировать доведение до руководителей структурных подразделений расчетов на осуществление эвакомероприятий и организацию подготовки к их проведению;
— организовать специальную подготовку личного состава эвакокомиссии, распределить функциональные обязанности между ее членами;
— поддерживать взаимодействие с руководством администрации и эвакоприемных органов загородной зоны, совместно с начальником ГО объекта организовать выезды (не реже одного раза в год) в сельские районы для уточнения расчетов приема, размещения и всестороннего обеспечения рабочих, служащих объекта и членов их семей;
при угрозе чрезвычайных ситуаций в мирное время:
— прибыть к начальнику ГО объекта экономики, уяснить обстановку и задачи эвакуационной комиссии;
— собрать руководство комиссии, довести обстановку и поставить задачи по подготовке к развертыванию и организации работы эвакооргана;
при возникновении чрезвычайной ситуации в мирное время:
— с принятием решения начальника ГО объекта на проведение эвакуации срочно собрать личный состав комиссии и поставить задачи;
— выслать направленцев в структурные подразделения для контроля за сбором и выводом сотрудников с объекта;
— организовать движение колонн по маршруту;
— организовать встречу и размещение сотрудников в безопасном районе;
при переводе гражданской обороны на положение до проведения эвакуации:
— по сигналу оповещения прибыть к начальнику ГО объекта, уяснить обстановку и задачи эвакокомиссии;
— собрать личный состав комиссии, довести обстановку и уточнить задачи комиссии;
— развернуть рабочие места членов комиссии, выдать им рабочие документы, определить порядок и сроки корректировки последних;
— организовать проверку связи с органами ГО, а также взаимодействие со службами обеспечивающими эвакомероприятия;
— отдать распоряжение на подготовку к выезду в загородную зону в составе оперативной группы объекта экономики;
— организовать контрольна подготовкой к эвакомероприятиям в структурных подразделениях, о готовности комиссий нижестоящих эвакоорганов структурных подразделений к их проведению;
— доложить о готовности к работе начальнику ГО объекта и председателю эвакокомиссии района;
— совместно с начальником отдела ГО объекта экономики подготовить и доложить начальнику ГО предложения о порядке эвакуации;
— руководить работой эвакокомиссии по управлению вывозом (выводом) рабочих, служащих и членов их семей в соответствии с решениями, принимаемыми начальником ГО объекта;
— в установленные сроки докладывать своему начальнику ГО и в вышестоящую эвакокомиссию данные о ходе эвакуации;
— с последним отправлением (поезда, автоколонны, судна) выехать в загородную зону (выслать своего заместителя), чтобы проверить размещение, организацию защиты и всестороннего обеспечения эвакуируемых;
— доложить начальнику ГО объекта о завершении эвакомероприятий;
при внезапном нападении:
— проконтролировать укрытие личного состава эвакокомиссии в защитных сооружениях;
— после нападения организовать сбор информации об обстановке;
— доложить начальнику ГО объекта и в эвакокомиссию района о численности сотрудников предприятия, подлежащих эвакуации;
— по указанию начальника ГО объекта, эвакокомиссии района оперативно спланировать эва-комероприятия;
— по распоряжению начальника ГО объекта и районной комиссии организовать и провести ускоренную эвакуацию сотрудников.
1. Что означает сигнал: «Внимание всем!» И как он подается?
2. Как организуется оповещение населения о ЧС ?
3. Каковы принципы и способы проведения эвакуации населения?
4. Кто организует эвакуацию населения и какие органы создаются для ее проведения?
5. Какие правила поведения устанавливаются для эвакуируемых?
6. В каких случаях проводится экстренная эвакуация?
7. Обязанности председателя объектовой эвакокомиссии.